Тема урока: текст-рассуждение.
Наши ребята готовятся к школьной конференции "Юный исследователь".
Наши ребята готовятся к школьной конференции "Юный исследователь".
В каждом исследовании можно выделить несколько этапов.
Давайте поучимся у тех, кто уже имеет опыт проведения исследования.
1. Прочитай описание исследования, которое провёл четвероклассник Игорь Т. из Омска.
4. Перечерти в тетрадь таблицу и, пользуясь текстом, заполни её.
Игорь задумался над тем, почему он и его одноклассники допускают много орфографических ошибок.
Анализ письменных работ показал, что бо́льшая часть ошибок приходится на гласные буквы. Итак, возникла проблема: как уменьшить количество этих ошибок. Из литературы Игорь узнал, что некоторые народы древности писали без букв гласных. Отсюда выросла гипотеза его исследования: «Если мы опустим гласные на письме, то сократим количество ошибок».
Игорь подобрал текст, исключил из него буквы гласных и предложил одноклассникам его списать. И получил результат: ошибок практически не было, однако ребята не понимали бо́льшую часть содержания текста, так как, если убрать буквы гласных, многие слова будут написаны одинаково, а слова, в которых гласных больше, чем согласных, сложно расшифровать.
Основной вывод: в русском языке при письме не обойтись без гласных букв, а значит, придётся учить их правописание.
2. Докажи, что прочитанный тобою текст – текст-рассуждение. Сравни своё доказательство с определением в учебнике "Русский язык" (с. 152).
3. Слово «гипотеза» пришло к нам из Древней Греции. Что оно означает? Найди подтверждение своему предположению в словаре иностранных слов.
4. Перечерти в тетрадь таблицу и, пользуясь текстом, заполни её.
*Ты можешь это сделать в своём документе на странице ИКТ.
Этапы исследования | Примеры из текста |
1. Постановка проблемы | |
2. Выдвижение гипотезы | |
3. Описание хода исследования | |
4. Описание полученных фактов и их объяснение | |
5. Вывод |